Про ассессменты. Часть 2: Мы.

Автор статьи – Вероника, оригинал из ЖЖ публикуется с согласия и без изменений.

Если вам тоже было бы интересно иногда делать записи в наш блог и вам есть что сказать в рамках тематики, то пожалуйста напишите на yuptalk@gmail.com, мы с радостью бесплатно вас опубликуем!

Дальше все зависит от вас. Повторюсь (и вы себе повторяйте!) – если вас пригласили на АС, значит вы изначально отвечаете запросам компании и ваша задача – доказать, что написанное в вашем резюме и мотивационном письме правда.
Лично у меня (и не только)с этим возникали проблемы. Представьте, прилетаете вы из Рязани на АС в Москву с красным дипломом Рязанского Гос. Университета Экономики (есть такой?), а у пяти ваших «коллег по ассессменту» бакалавриат в престижнейших ВУЗах Москвы, а у парочки магистратура в Лондоне. Повторяюсь – скриниг вы уже прошли, шансы у всех равны. На ассесментах в РФ нередко видела, когда брали ребят с провинциальными ВУЗам в резюме и отказывали претендентам с неплохими зарубежными и московскими дипломами.

В моей практике был случай на АС в Германии. Из девяти претендентов восемь разговаривали на немецком, из них пять проходили практику в компании. Я не попадала ни туда, ни туда… Настроение ушло в первые десять минут, а с ним и мотивация и блеск в глазах и положительная визуализация.
Мне кажется, проходить АС за границей гораздо сложнее чем в РФ. По ряду причин. Несмотря на то, что перспектива бесплатно провести пару дней в Европе в отличном отеле может показаться радужной, все не так просто. Приезд в незнакомый город, трансфер до отеля, нахождение ужина – утюга –дороги до офиса – утомительно, как бы весело не казалось. Особенно если вы не разговариваете на языке страны, в которой проходит АС (не факт, что это будет страна вашей работы). Но это дело поправимее и пятое – тоже фан все-таки. Сложнее психологическая сторона ассессмента.
На международном АС вы окажетесь в компании многонациональной и скорее всего очень тщательно подобранной. И если у некоторых моих сограждан (отдыхающих предпочтительно в Турции и Египте) созрел комплекс превосходства русской нации над остальными, то вполне вероятно, что вы, как и я испытаете смятение увидев красивых и аккуратно упакованных в костюмы британских-немецких-шведских мальчиков и девочек с дипломами Кембриджа-Оксфорда-EBS и свободно общающимися на трех-четырех языках… Здесь следует вспомнить, что вы здесь не случайно и что, вполне возможно, что компании в данный момент нужен не шведский-немецкий-английский, а именно русский язык, ибо вышеупомянутые отдыхающие в Турции и Египте создают, не поверите потрясающий и обещающий emerging market.
К слову, ничего против Турции и Египта я не имею. Сама с удовольствием потягивала бы свежий сок где-нибудь в Ичмелере сейчас, чем обедала-ужинала тайской лапшой с аэропорте Копенгагена. Кривлю душой, конечно, но на море очень хочется!
Второй момент на АС в независимости от места их проведения. YOU NEVER KNOW! Повторяю… you NEVER know. В том же злополучном АС в Германии моим интервьюером во время индивидуального собеседования оказалась француженка. Я сначала обрадовалась и хотела было переброситься с ней парой слов на языке Бодлера. Мадам же, как мне показалось, меня невзлюбила, на small talk не повелась, вела себя более чем сдержанно и самое ужасное – при мне чертила на листке совсем невысокие оценки тому, что я рассказывала. Гвоздь программы был когда она при мне же понизила мою оценку с 4 до 3 за какое-то там качество. Собеседование было первым пунктом всей программы и я выходила оттуда с полной уверенностью в том, что можно ехать домой прямо сейчас. При фидбеке на следующий день выяснилось, что прошло оно очень даже неплохо, и замечаний было одно принципиальное, которое произошло именно в тот момент, когда я была готова заплакать и выбежать за дверь. Таким образом мой совет – не делайте НИКАКИХ выводов во время АС, выкладывайтесь на полную мощность, не останавливайтесь и не оглядывайтесь – все проанализируйте вечером. Я имею в виду эмоции и восприятие. Анализировать, конечно, нужно – достаточно ли вы активны, не слишком ли ы авторитарны, проявляете ли вы лидерские качества, не «сдулись» ли вы.
«Сдуться», к сожалению, очень легко. Особенно если вы вчера прилетели, два часа искали багаж и вообще по «вашему» времени еще 5 утра. Что я могу сказать – соберитесь. Шесть часов прыгать, бегать и ДУМАТЬ при большом желании может каждый. Никто вас не тянет потом идти на пати с другими кандидатами или пить с друзьями в этом городе. Во время АС сосредоточьтесь на АС –но не анализе профайлов других, одежды и поведении асессоров и состояния офиса, а на вашем задании, вашем поведении, вашем кейсе… Остальное и так западет в память – при получении оффера вспомните, новые там были компьютеры или старые и «надо ли он вам».
Тонкий момент – group work. Как вести себя в команде? Как показать лидерские качества и не показаться too pushy? Как вести себя с «откровенно тупыми», «слишком активными» или «молчунами». У меня ответов на это нет. Из моего опыта – во-первых, разные компании ищут разных людей, иногда диаметрально противоположных. Во-вторых, проще всего оставаться собой – «все остальные роли заняты».
Мои заметки – во-первых, умные мысли и креативные идеи никто не отменял. Если вы выскажите что-то на самом деле гениальное (более-менее) и подтвердите красивым примером из бизнеса, то и команда ваша вероятно прислушается к вам и асессоры не упустят. Только не нужно на идее «зацикливаться» – ничто не раздражает больше, чем отвергнутая идея и зациклившийся на ней член команды. Аргументируйте, объясняете, слушайте фидбек, но оставайтесь гибкими. Однако не стоит позволять кому-либо «закрывать вам рот». Грань тонка – смотрите сами.
Что касается «молчунов» – вовлекать их в дискуссию стоит и это будет отмечено, особенно если никто другой это не делает. Однако не становитесь «матерью Терезой» особенно если молчун не высказывает ничего дельного, а ваши попытки очевидно нацелены лишь на создание собственного позитивного имиджа.
Мой вывод для себя таков – перед началом групповой дискуссии определите для себя решающие моменты: я хочу высказывать умные и продуманные идеи, я хочу не говорить глупостей «чтобы не молчать», я хочу внимательно слушать других участников, я хочу найти лучшее решение, а не продвинуть мое (а продвигать свое проще, кстати, когда оно стоит того и хорошо аргументировано), я хочу следить за тем, чтобы все члены команды были хеппи с принимаемыми решениями, я не хочу вступать в конфликты, но и не позволю кому-то «задвигать меня». Я хочу оставаться активной, не засыпать к концу, не создавать стереотипы, не «застревать» и быть гибкой. Это мои цели с поправкой на мой опыт, особенности поведения и полученный фидбек. У вас список будет свой. Составив и осознав эти моменты отнеситесь к групповым заданиям как к нормальной работе, а не как к соревнованию –постарайтесь забыть, что вас оценивают (совсем не обязательно забывать, что на вас постоянно смотрят)
Конфликты во время groupwork, как кажется мне, в любом случае зло – редкий человек в состоянии стресса выйдет из него красиво, показав свои лучшие качества, особенно выступив инициатором. Поэтому если вы оказались втянуты в него со всей своей миролюбивостью постарайтесь «прикрыть лавочку» как можно скорее!
Напоследок несколько всегда работающих правил:
* Не перебивайте. Никогда. Никак. Ни с какой целью.
* Следите за временем. Можете взять на себя эту функцию в команде – вам только в плюс.
* Не молчите дольше положенного времени. Сформируйте мысль «красиво» и «в бой». Рефлектировать больше двух минут вам во вред. Если мысль сырая – посылайте в команду и просите фидбека. На то она и групповая работа.
* Если в программе вечера презентации различных групп других кандидатов, слушайте внимательно как свою – и на мысли хорошие может навести и очевидные ошибки в поведении укажут и дадут вам шанс задать умный вопрос.
С умными вопросами аккуратнее. На последнем АС когда во время презентации другой команды дело зашло о luxury , я не сдержалась и задала challenging question подтвердив это статистикой французских люксовых компаний за последние два года. Как выяснилось позже, мне это пошло в плюс, но грань была тонкой. Кому-то вы можете показаться arrogant.
Другое главное правило. Наверное, главное правило – passion. Страсть. Вы должны хотеть работать в этой компании, и вы должны уметь это показать. Можете попрыгать от радости, что вы «здесь и сейчас» если темперамент позволяет. Если вы прыгаете редко, то найдите другие способы показать свое желание –например, путем демонстрации своих знаний о компании, индустрии, конкурентов и т.д. Т.е. в гугл забиваем не только search, но и news. На собеседовании в тот же Google меня прямо спросили, какую последнюю новость о компании я читала…. Иногда , конечно, с passion бывает проблематично. Если вы подаетесь в табачную или ликеро-водочную компанию, то вряд ли стоит рассказывать про ваши планы довести курящую популяцию России до 90% или перевести любителей вина на водку. Но если вы туда подаетесь, значит, у вас есть на то причины, так ведь? Вот о них и расскажите…
Барышням: приличным славянским, а уж тем более южным барышням нашей страны с детства внушали, что скромность есть хорошо, мужчин нужно слушать и слушаться (и манипулировать аккуратненько и незаметно), а излишняя агрессивность нам не к лицу. Как говорила героиня моего любимого фильма «Улыбайся и будь красивой». Все бы ничего и, возможно, в офисе такая тактика к чему-то вас и приведет (не имею в виду загородный дом шефа), а вот на АС про «непроизвольный румянец» и флирт лучше забыть. Особенно за границей. Немецких и шведских девочек в детстве не учили слушать мужчину, раскрыв рот, говорить, когда попросят и невероятно обаятельно молчать и улыбаться. Вполне возможно, что после АС другой кандидат и попросит у вас номер телефона, однако на работодателей ваше обаяние вряд ли произведет нужный эффект. Опять же не призываю одевать брюки, туфли без каблука, очки в роговой оправе и забивать кандидатов накопившимся адреналином, но be aware.
Раз уж вопрос зашел об одежде. Обычно компания сама указывает, в чем бы они хотели вас видеть – business casual или formal. В первом случае особенно не переживайте, одевайте что-то удобное и более-менее приличное (джинсы в данном случае ИМХО не прилично), во втором советую озаботиться и сделать усилие подобрав костюм, блузку и т.д. Ежели такового нет, то не зацикливайтесь, конечно, но постарайтесь выглядеть как можно более профессионально. Если АС в другом городе, советую обзавестись портпледом и везти ваш костюм в ручной клади – не придется потом думать, где взять утюг и что делать, если ваш багаж приедет на три дня позже. Девушкам опять же – в России на моем опыте это значение не имеет, но в Европе лучше озаботиться хвостиком или другой несексуальной укладкой. «Белокурые локоны, ниспадающие на пышную грудь» опять же могут послать неправильный сигнал. К сожалению, зачастую, зная нашу с вами национальность, именно этого сигнала от нас изначально будут ожидать. Здесь опять же учитывайте страну и специфику компании. Мой «наряд» и укладка коренным образом отличался во время АС в Германии и собеседования с L’Oreal в Париже.
И на последок не самое важное, но тоже интересно. Общение с другими кандидатами во время или после АС. Если вас отбирают «несколько» из «много», то проблем быть не должно. Если же вас выбирают один из десяти, то вполне возможно, что идти пить после АС вам не обязательно – если вы с замиранием сердца ждете решения, то, возможно, рассказы коллег об их неземных достижениях могут ваш мандраж в разы увеличить. То же самое во время АС – несомненно, важно построить добрые человеческие отношения со всеми – позже поможет во время очередной group work, но изливать душу, рассказывать про ваши планы на жизнь и становиться лучшими друзьями не обязательно – слишком уж психологически затратно, мое мнение. Лучше потом добавьтесь в социальные сети, обменяйтесь телефонами, напишите пару добрых строк, keep in touch, etc. Во-первых, наверняка, люди подобрались хорошие, во-вторых, networking никто не отменял.
И совсем наконец, если на следующий день вам сказали НЕТ, не расстраивайтесь –значит, вас ждет что-то лучшее… Моя знакомая в прошлом году не прошла несколько АС в крупные европейские компании и была каждым отказом расстроена до глубины души предвидя свое несветлое будущее в России. В итоге, через две недели она улетает в Швейцарию на престижнейшую graduate program в finance. Я в свое время была ранена в самое сердце отказом Google и убита отказом крупной немецкой косметической компании. Два месяца спустя я стала одной из пяти человек отобранных из 5 000 отобранных на graduate program мечты – с лучшим географическим, функциональным и финансовым пакетом. You never know…

Часть первая: Они.

Be Sociable, Share!
  • Pingback: Про ассессменты (assessment centers). Часть первая: Они. | YUPblog - young urban professionals' blog()

  • aitken

    А как вообще вам удается получать приглашения на ассесменты в другие страны ? Какие компании проводят подобную практику. Не могу понять зачем компании нанимать кондидата из России для работы в Германии. По моим наблюдениям выпускники Топ-вузов нашей страны оседают во сновном в Москве где и учились, еще слышал что Ибшники в Лондон иногда вырваются.